История Cutty Sark История Cutty Sark

Мытищи, ул. Летная, дом 21/2
Жилой комплекс "Квартал 9/18"
+7 (903) 968-6380
 info@cs-group.ru

 

Cutty Sark — легенда истории

«Все искусство кораблестроения вместе с усовершенствованными пропорциями корпуса, мачт и соотношением парусов получило свое высшее выражение в двух английских клиперах, построенных одновременно в Шотландии в 70-х годах XIX века: «Фермопилы» и «Катти Сарк».

Судьба чайного клипера «Катти Сарк» оказалась на удивление счастливой. Он не только пережил всех своих сверстников, но и получил вечную стоянку в сухом доке, стал музеем и считается гордостью и образцом английского парусного флота.

 

Осенью 1868 г. из Эбердина вышел новый клипер «Фермопилы». Вскоре среди моряков разнеслась слава о необыкновенном корабле, превосходившем всех быстротой, управляемостью, легкостью хода. В 1869 г. отчалила от пристани Темзы и «Катти Сарк», направляясь в далекий Китай. Флот чайных клиперов, пораженных мореходными качествами «Фермопил», скоро понял, что у этого замечательного корабля есть соперник, не худший, а может быть, даже и превосходящий его. «Катти Сарк» настигла только что ушедший в очередной рейс клипер и, несмотря на отчаянные усилия его экипажа, пришла одновременно с ним в Шанхай. С этой поры между двумя лучшими парусниками мира началось неустанное соревнование, продолжавшееся 25 лет.

В чайном флоте «Катти Сарк», как и «Фермопилы», пробыла недолго. Развитие чайного дела на Цейлоне сократило китайскую чаеторговлю, и держать на ней замечательные корабли стало невыгодным. Клипера перешли на австралийские рейсы и тут-то наилучшим образом проявили себя. От мыса Доброй Надежды до Австралии путь кораблей пролегал через «ревущие сороковые» с постоянными штормами и крупным волнением. Здесь «Фермопилы» и «Катти Сарк» возглавили весь шерстяной флот, состоявший из отборных судов, ибо австралийская шерсть срочно требовалась все увеличивающемуся текстильному производству Англии.

 

 

В штилевых полосах тропической Атлантики «Катти Сарк» окончательно покорила свой экипаж. Целыми неделями «Катти Сарк» мчалась с попутными ветрами, покрывая более 360 миль в сутки. В 1885 г. «Катти Сарк» сделала переход из Лондона в Сидней, преодолев расстояние в 21 300 км с буксировками, ожиданием лоцманов и заходом в Кейптаун за 67 дней. Джон Виллис принимал поздравления как владелец лучшего в мире корабля.

 

 

 

 

Однако новая сила вступила в соревнование на морских просторах — пароходы. Применение винта сделало их надежными; строители паровых машин и котлов накопили нужный опыт. И даже на далеких и тяжелых австралийских рейсах доставка почты была поручена пароходам. Резвость шерстяных клиперов с каждым годом все более уступала работе машин, более стойкой и постоянной, меньше зависящей от капризов погоды. «Фермопилы» и «Катти Сарк» дольше всех держали знамя в соперничестве пара и паруса, вызывая неизменное восхищение у пароходных пассажиров и команды, когда при попутном ветре тот или другой из красавцев клиперов возникал белокрылым лебедем среди моря, нагонял дымившее, глухо шумевшее чудовище и скользил вперед, чистый, безмолвный и легкий.

В 1889 г. мир удивился новому подвигу «Катти Сарк». «Британия» - один из лучших почтовых пароходов Полуостровной и Восточной Компании - отправилась в австралийский рейс. У острова Гарбо пароход встретил «Катти Сарк», шедшую тоже в Сидней. Крутой бейдевинд не давал клиперу развить более 12 узлов, а пароход исправно, сутки за сутками, делал 14. Упорная работа машины одолевала капризы погоды.

Пассажиры и моряки «Британии» наблюдали за усилиями клипера лавировать побыстрее: по неслышной команде менялись галсы, разворачивались дополнительные паруса. И все же белое облачко осталось позади, растаяло в голубом сверкании спокойного моря. Многие зрители, знавшие, что встретили самый быстроходный из старых клиперов, поспешили объявить, что паруса побеждены. Но капитан, лучше знавший с кем имеет дело, только покачал головой, заявив, что впереди еще несколько тысяч миль пути. Велико было удивление пассажиров, когда через трое суток позади начал вырастать знакомый белый силуэт.

«Катти Сарк» теперь шла с попутным ветром и приняла на себя всю его торжествующую силу. Капитан Вуджет не мог отказать себе и своим людям в удовольствии пройти совсем близко от бортов «Британии». С мягким шипением воды и гудящим на высоких басах такелажем клипер промчался в двух кабельтовых от парохода. Огромные мачты высоко встали над морем. Поддерживаемые надменно выпяченными парусами, они, казалось, несли клипер по воздуху, приподняв его над волнами, в которых тяжело переваливался пароход. И команда, и пассажиры «Британии», высыпавшие на палубу, устроили «Катти Сарк» бурную овацию. Приветственные крики неслись вслед клиперу, когда он, делая 18 узлов, оставил пароход позади, несмотря на распоряжение капитана «Британии» увеличить ход до предела. Несмотря на то, что пароходная машина в этом рейсе без единой аварии печатала свои 14 узлов, паруса победили пар. «Катти Сарк» пришла в Сидней на четыре часа раньше парохода. Снова газеты заговорили о триумфе клипера.

Весной 1916 г. в Бискайском заливе разразился шторм, сильный даже для этого котла бурь. «Катти Сарк», в третий раз переименованная, шла из Англии с обычным грузом угля. Испугавшись дикой ярости шторма, шкипер решил повернуть на фордевинд и удрать от урагана. Ленивая, собранная из случайных бродяг команда ненавидела работу со снастями, точно брасы, топенанты и шкоты были личными врагами каждого матроса. Перед грозной опасностью вместо слаженных и самоотверженных усилий матросы сыпали замысловатые ругательства, а иногда вместе с капитаном призывали Иисуса Христа и деву Марию. Поворот недопустимо замедлился, и ураган сильно накренил клипер. Экипаж еще больше растерялся и упустил время. «Катти Сарк» поднялась бы из крена, но сместился груз угля, и клипер совсем повалился на борт. Оставалось срубить мачты — те самые мачты, которые не мог согнуть никакой напор ураганов в самых штормовых морях мира. Мачты полетели за борт, унося с собой весь такелаж. Корабль немного выпрямился. Угрюмые, как после убийства, молясь и ругаясь, люди ожидали своей гибели. Но клипер и без мачт, повалившись на левый борт, вынес редкий по силе ураган и добрался до Лиссабона с временной фок-мачтой.

Леса, годного, чтобы восстановить прежний рангоут «Катти Сарк», не нашлось, а если бы он и нашелся, то оказался бы слишком дорогим для новых владельцев. Огромная и сложная парусность корабля требовала многолюдной команды для управления и большого искусства от офицеров. Всего этого не было, и вот лучший клипер мира стал баркентиной. Иначе говоря, фок-мачту оставили с прямой парусностью, а грот- и бизань-мачты снабдили косыми, как у шхуны, парусами. «Катти Сарк», превращенная в баркентину, переименованная в четвертый раз, запущенная и пестро раскрашенная, утратила свою поразительную резвость и плавала на случайных фрахтах между мелкими портами Средиземного моря, ценимая сменявшимися владельцами только за корпус, который так и не давал течи.

Исполнилось 53 года службы корабля, когда разразилась ужасающая буря 1922 г. Тут-то не ремонтировавшаяся с давних времен палуба бывшего клипера поддалась, проржавевшие бимсы лопнули, и капитан с напуганной командой, готовые проститься с жизнью, едва добрались до Фальмута. В сентябре 1922 г. «Катти Сарк» вернулась в Фальмут,  чтобы навсегда остаться в Англии.

Капитан Доумэн, когда-то плававший на «Катти Сарк», израсходовал все свои сбережения, чтобы выкупить и восстановить клипер. В его планы входило оснастить клипер полным комплектом парусов и самому выйти на нем в море. Смерть помешала осуществить чудесную мечту. Приобретение мачт и рей было последним усилием старого капитана. Но начатое им дело не остановилось, был открыт сбор средств на такелаж, каждый из ветеранов флота считал своим долгом что-нибудь достать для знаменитого корабля: хоть бухту троса, хоть несколько блоков. Кто не мог дать материалов или денег — помогал работой. Сменялись сгнившие брусья и доски обшивки, перестилалась палуба, постепенно вырастали громадные мачты. Так простые люди Англии, сознававшие, что сохранение лучшего корабля страны, всем обязанной морю, является делом национальной чести, сберегли «Катти Сарк».



 

Вдова капитана подарила судно Морскому колледжу и в 1938 г. клипер отбуксировали из Фалмута к месту расположения колледжа — в Темзу. На этой стоянке в качестве тренировочного судна-базы и пребывал он в течение всей II мировой войны, не раз находился на грани гибели — над ним ревели немецкие самолеты, вокруг падали бомбы, вздымались языки огня.



В конце 1951 г. в Клэрнс-Хауз собралась группа людей, заинтересованных в судьбе клипера, на этот раз под председательством герцога Эдинбург-ского. Образовалось Общество сохранения «Катти Сарк». Клипер был поставлен в специальный сухой док (около 80 метров длины и 6 метров глубины) близ королевского Морского колледжа в Гринвиче.

 

 

 

Летом 1957 года отреставрированная «Катти Сарк» была  открыта для осмотра всем желающим. Великолепные мачты клипера возвышались почти на 50 метров над стенами дока, а корпус, обновленный и перестроенный по прежним чертежам, стал музеем парусного флота и училищем для морских кадетов.

 

 
В ноябре 2006 года корабль закрыли на ремонт, а рано утром 21 мая 2007 на паруснике вспыхнул пожар. Перед быстро приехавшими пожарными предстала ужасная картина: деревянный корпус выгорел почти весь, остались только стальной каркас и носовая часть. Специально созданная комиссия разбиралась, подлежит ли клипер восстановлению. Оказалось, что еще до пожара с него была снята половина деревянных перекрытий и деталей. В компании Cutty Sark Enterprises, отвечающей за восстановление парусника, заявили, что «удвоят усилия по реконструкции корабля».

 

 

Сейчас клипер находится на реставрации. «Придется добавить несколько миллионов к уже имеющейся сумме на ремонт. Думаю, мы закончим проект к 2009 году, как и планировали. Когда работы завершаться, Катти будет лучше, чем прежде», – уверен руководитель Cutty Sark Enterprises Крис Ливетт.